Женщина в скульптуре Индии/Чуть-чуть истории  Женщина в скульптуре Индии // Чуть-чуть истории               



На главную

Идеал женской красоты

Канон, стиль и семантика

Глоссарий

Библиография

Галерея


Об авторе











    Введение

    Изучение индийской культуры началось ещё в древности. Хорошо известно, что еще в 4-3 тысячелетиях до н. э. между городскими цивилизациями долины Инда и странами средиземноморья существовали непосредственные контакты. Индия со своей богатой природой и культурой пленила многих путешественников. Об этой чудесной стране писали как о сказке, нереальном мире, "земном рае". Заметки оставленные Скилаком, греческим начальником морской экспедиции при царе Дарие I, полны фантастических сведений, почерпнутых из слышанных им рассказов древнеиндийского эпоса, о неведомых землях и народах. Писал об Индии и "отец истории", Геродот. Во время индийского похода Александра Македонского составлялись тексты, посвященные географии и этнографии, а так же флоре и фауне Индии. Наиболее полным и точным описанием Индии на греческом языке считается "Индика" Мегасфена, который появился в Индии в 302 г. до н. э.

    Однако наиболее важные сведения об индийской культуре были оставлены знаменитыми историками и географами Страбоном (ок. 63 г. до н. э. - 23 г. н. э.) и Аррианом Флавийским (между 95-175 гг.), автором "Анабазиса Александра". Их сочинения полны описаниями повседневной жизни индийцев, их традиций и обычаев.

    Европейское открытие Индии начинает знаменитый путешественник Марко Поло (ок. 1254-1324 гг.), который как известно, провёл 17 лет в Китае, но заезжал на Ланку и в Индию. Наиболее выдающимися и наиболее важными сведениями среди всех европейских путешественников является "Хождение за три моря Афанасия Никитина". Он описывал не только жизнь двора и знати, но и народа. Он наблюдал жизнь улицы, быт крестьян, и потомку труд его особенно ценен.

    После долгих и мучительных попыток в 1498 г. Васко да Гама (1469-1524) был открыт морской путь в Индию. Сюда устремляются потоки европейских торговцев и паломников. В Индию приходят португальцы, голландцы, французы, англичане. Начинается колонизаторская политика. Европейцы привнесли в Индию много нового в области политики, экономики и науки. Они заложили и науку индологии. В конце 18 в. Уильям Джонс начинает серьёзные исследования древнеиндийской культуры. Однако первые труды в основном посвящались лингвистическим изысканиям. С санскрита переводились великие литературные памятники индийской культуры: "Махабхарата", "Законы Ману", упанишады и др. древние тексты. Появлялись работы и по истории Индии. Однако изучение материальных памятников индийской культуры долгое время оставались без внимания. Лишь в 1871 г. была основана "Археологическая служба северной Индии", занимавшаяся только регистрацией и описанием памятников. Однако вскоре эта организация перестала существовать из-за прекращения субсидий, и возобновила свою деятельность в 1900 г., когда был принят "Акт об охране древних памятников". Во главе Археологической службы был известный археолог Джон Маршалл.

    Большую работу по исследованиям обмерам и описанию памятников проделал Джеймс Фергюсон, написавший "Tree and Serpent Worship" (Ferguson, 1880), "History of Indian and Eastern Architecture" (Ferguson, 1910). Однако капитальные труды по искусству в целом появились лишь в 20 в. Работы такие как "A History of fine arts in India and Ceylon from early times to the present day" (V. A. Smith, 1911) В. А. Смита и "History of Indian and Indenesian art with 400 illustrations" Кумарасвами (A. K. Coomaraswamy, 19927) - общего плана и рассматривают памятники древности в эволюции в больших географических и временных рамках. Это в основном работы описательного характера, но они всё равно содержат ценные сведения о стилистике индийской скульптор.

    Есть и специальные труды по скульптуре древней Индии. В основном это работы, посвящённые отдельным памятникам, но даже они носят обзорный характер. Такие работы как "Mathura metropole altindischer steinskulptur" (1986) и "The Women in Indian Art" (H. Mode, 1970) Хейнз Мод, "Ellura Art and Сulture" (T. V. Pathy, 1980) Т. В. Патхи, "Bronzes of Kashmir" (Pal Pratapaditya, 1975) Пал Пратападитья и др. построены по принципу каталога с довольно краткими замечаниями. Никто из авторов не выделяет проблему женского образа. Везде сказано только о том, что изображение женщины в древнеиндийском искусстве многочисленны и в редком случае затрагиваются вопросы символики.

    Среди отечественных учёных стоит отметить С. И. Тюляева и В. С. Сидорову, чьи работы являются одними из самых полных по истории индийского искусства. В труде С. И. Тюляева "Искусство Индии. III-е тысячелетие до н. э. - VII век н. э" (Тюляев, 1988) содержатся ценные сведения о канонах в изобразительном искусстве Индии.

    Несмотря на популярность темы женского образа в древнеиндийском искусстве, вопросами, связанными с этой темой в мировой историографии почти не касались. В основном велись исследования исторического и культурологического плана. Так О. К. Ганголи в своей книге "Ragas and Raginis" (1948) уделяет много внимания месту женщины в высших слоях древнеиндийского общества. В этом же ряду стоят многочисленные работы такие, как "Preface to: Women in India" (F. Nehru, 1958) Ф. Неру, "Индийская женщина" С. Доши (С. Доши, 1987).

    В западной науке были исследования, посвящённые тантризму, в которых неоднократно указывалось место женщины в философской практике этого религиозного направления. Одной из самых недавних работ такого рода является "Страстное просветление: женщина в тантрическом буддизме" американской ученой-востоковеда Миранды Шо ( M. Шо, 2001). В ней автор рассматривает широкий круг проблем в области этой темы. Она проводит классификацию женщин, описывает ритуал, разъясняет многие философские понятия, апеллирует к истории и приводит собственные наблюдения, вынесенные из личного общения с адептами, проповедующими это религиозное течение.

    В русской науке так же существуют публикации, обнаруживающие интерес к образу женщины в Индии как историко-культурному явлению. В 1996 г. вышел сборник "Индийская жена", в котором приведено ряд статей, посвящённых женской теме в культуре Индии. Это и "Женская энергия - основа семейных отношений в индуизме" М. Ф. Альбедиль, и "Индийская женщина в литературе дхармашастр" А. М. Самозванцева, и "Чувственная супруга" В. А. Ефименко, "Героические жёны в древнеиндийском эпосе" С. Л. Невеловой и т. д. В 1999 г. в Санкт-Петербурге состоялась конференция, посвящённая проблемам женственности, где М. Ф. Альбедиль так же касалась женского образа в Индийской культуре.

    Чуть ли не единственной работой целиком посвященной женским образам искусствоведческого характера является книга Хейнз Мод "The Women in Indian Art" (H. Mode, 1970). В ней автор предлагает широкий обзор памятников, проводит яркие параллели с древней литературой, объясняет семантику многих изображений. Однако данная работа посвящена женским образам в рамках всего индийского изобразительного искусства в широком временном охвате. Хейнз Мод рассматривает предметы живописи и скульптуры на примерах как самых ранних находок хараппской цивилизации, так и недавних работ современных индийских художников, при этом делая акцент на тематическом аспекте изображения и опуская стилистические особенности и принципы иконографии.

    Данная работа ограничивается определёнными временными рамками. Объектами моего исследования будет каменная и бронзовая скульптура 2 в. до н. э. - 13 в. н. э. Эволюция женского образа особенно явственна именно на этом временном отрезке. Сохранившиеся первые женские изображения в монументальном искусстве Индии относятся к раннебуддийскому искусству 2 в. до н. э. - скульптура Бхархута. Далее эту линию продолжает искусство Санчи и Матхуры. Здесь так же прослеживается связь с буддизмом, что, несомненно, отражается на стилистике и мотивах скульптурного убранства ступ. В эпоху средневековья, когда буддизм утрачивает свои позиции в Индии, и на первое место выходят брахманские верования, и женский образ переживает свое перерождение.

    Таким образом, целью моей работы будет проследить эволюцию канона и стиля в женских образах на примере скульптуры классического периода и средневековья. Так же необходимым будет выявить стилистические особенности и принципы иконографии рассматриваемых памятников. Параллельно будет рассматриваться и семантика определённых мотивов в изображениях. Первый раздел сайта посвящен идеалу женской красоты в понятии древнеиндийского человека, способам его отражения в искусстве, принципам изобразительности. Здесь в качестве источников автор опирается на литературные памятники. Во втором разделе проводится классификация женских образов: богини, полубожества, земные женщины. В этом разделе как раз и будет прослежена эволюция женского образа в соответствии с заданной концепцией.

    Новизна данной работы очевидна. Впервые на примере женских образов рассматривается эволюция канона и стиля в индийской скульптуре. Детально прорабатывается и применяется к скульптурным образам семантика.